Получение полноценного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов является одним из ключевых условий для их успешной социализации и самореализации в социальной и профессиональной деятельности. По этой причине в государственной политике в области образования одной из приоритетных задач является реализация прав детей на получение полноценного образования. В частности, в Конституции и Законе «Об образовании» прописано, что дети, имеющие проблемы в развитии, имеют равные права со всеми на образование.
Приоритетной задачей модернизации является создание условий, в которых бы дети с ОВЗ могли получать качественное образование, а также решение задач по индивидуализации, дифференциации образования. Одним из условий реализации названной задачи является повышение уровня профессиональной подготовки педагогов коррекционно-развивающего обучения и достижение нового современного качества образования.
Для достижения этих целей в общеобразовательном учреждении разрабатывается адаптированная образовательная программа, представляющая собой нормативный управленческий документ. В нем отражаются основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Также программа содержит особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и основные результаты, которые планируется достичь в ходе реализации программы.
В рамках осуществления программы в общеобразовательном учреждении производится развитие модели адаптивной школы, основной принцип которой заключается в том, что обучение, воспитание, коррекция здоровья и развитие детей с ОВЗ происходит с учетом личностно-ориентированного подхода.
В качестве цели адаптированной образовательной программы значится создание в образовательном учреждении гуманной педагогической среды, которая предполагает обеспечение социально-персональной реабилитации детей с ОВЗ. Цель такой работы – обеспечение безболезненной интеграции таких детей в социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
Реализация адаптированной образовательной программы направлена на обеспечение решения следующих задач:
• создание равных образовательных условий для детей с ОВЗ;
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ за счет повышения качества образовательного процесса;
• проведение качественной коррекционно-реабилитационной работы с детьми, имеющими различные формы отклонений в развитии;
• создание здорового психолого-педагогического климата в ходе реализации задач по обучению детей с ОВЗ;
• улучшение материально-технической базы школы в целях создания условий для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивные программы дополнительного образования, секции и кружки
Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОКАЗАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МОБУ «Б-СЫРЕСЕВСКАЯ СОШ»
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» доступно получение образования совместно с другими обучающимися,
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому, в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающиеся выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
• организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
В МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• вопросы деятельности МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами МОБУ «Б-Сыресевская СОШ»
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ «Б-Сыресевская СОШ» проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях образования. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону №181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Нормативно - правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения
о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для осуществления образовательного процесса в гимназии создана материально-техническая база.
Общая площадь, занимаемая ОО с соответствующими строениями – 1498 кв.м.
Учебные кабинеты - 13
Кабинетов информатики-1
Спортивный зал – 1
Спортивные площадки для занятий легкой атлетикой, баскетболом, футболом
Полоса препятствий
Школьная библиотека с читальным залом -1
Столовая – 45 мест
Музей - 1
Мастерская -1
Функционируют: центральное водо- и теплоснабжение, система электроснабжения.
В школе оборудовано 13 учебных кабинета: 4 кабинета начальных классов, 1 кабинет математики, 1 кабинет физики с лаборантской, 1 кабинет химии и биологии с лаборантскими, 1 кабинет географии, 1 кабинет истории, 1 кабинета информатики, 1 лингафонный кабинет, 1 кабинет русского языка и литературы, 1 мастерская, а также спортивный зал, тренажерный зал, спортивная площадка.
Учебные кабинеты оборудованы рабочими местами для обучающихся, рабочим местом учителя, мебель подобрана в соответствии с ростом учащихся. В компьютерном классе 8 рабочих места, оснащенные компьютерами, которые используются в учебном процессе. Все рабочие точки объединены в локальную сеть и имеют выход в интернет.
Объекты для проведения практических занятий
Кабинет физики оснащен необходимым оборудованием для проведения лабораторных работ. Кабинет химии имеет необходимый набор для проведения практических работ с использованием лабораторных столов. Комплект мебели и демонстрационный стол для занятий по биологии обеспечивает условия для проведения лабораторных и практических занятий с использованием муляжей, моделей, коллекций. На уроках ОБЖ используются тренажеры, манекен, на школьной территории имеется площадка для практических занятий по ОБЖ. Библиотека и читальный зал оснащены компьютерами с интернет-услугами для практических занятий. Мастерские технического труда имеют достаточное количество инструментов и действующий станочный парк. В кабинете обслуживающего труда для девочек есть электрические швейные машины, оборудовано помещение для проведения уроков по технологии. В школе имеется спортивный зал с раздевалками. Спортивная база школы укомплектована в соответствии с потребностями образовательного процесса.
Оборудование учебных кабинетов соответствует требованиям и позволяет реализовывать заявленные образовательные программы.
Кабинеты, оборудованные для обучения детей с ОВЗ, отсутствуют.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья происходит через кнопку вызова.
Дверные проемы расширены, имеется пандус.