-
Тема: «Безопасный Интернет»
Цель: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
- изучить информированность обучающихся о безопасной работе в сети Интернет через анкетирование, участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности;
- познакомить с правилами безопасной работы в Интернете путем чтения стихотворений, просмотра видеороликов;
- учить ориентироваться в информационном пространстве с помощью разрешения проблемных ситуаций, ознакомления с правилами;
- формировать информационную культуру обучающихся в ходе беседы;
- развивать мышление, связную речь через вовлечение в беседу, обсуждение проблемных ситуаций, видеороликов;
- воспитывать дисциплинированность при работе в сети посредством просмотра видеороликов, беседы.
-
Предварительная работа:
Обучающиеся: поиск детьми самостоятельно в сети Интернет основных понятий, необходимых в ходе урока; участие во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности; просмотр видеороликов о безопасности в сети Интернет, заучивание детьми стихотворений наизусть.
Учитель: подбор видеороликов; участие с детьми во Всероссийской контрольной работе по информационной безопасности; создание презентации, конспекта; подбор иллюстраций…
Оборудование: презентация «Безопасный Интернет», конспект урока, иллюстрации по теме, памятки, конверт с проблемными ситуациями, видеоролики: «Для чего нужен компьютер?», «Что такое Интернет?», «Безопасный Интернет», «Социальный ролик против интернет зависимости»,
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слайд 1. - Добрый день, ребята.
- Какое у вас настроение?
- Что мы видим на картинке?
- Давайте настроимся на плодотворную работу, улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи.
II. Основной этап.
1. Загадки.
А сейчас – загадки. Прошу поднимать руки, не выкрикивать, дослушать загадку до конца. Заранее спасибо за дисциплинированность.
Слайд 2. 1.На столе он перед нами,
на него направлен взор,
подчиняется программе,
носит имя … (монитор).
Слайд 3. 2. По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь).
Слайд4. 3. Нет, она – не пианино,
только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина,
знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей … (клавиатура).
Слайд 5. 4. Сохраняет все секреты
«ящик» справа, возле ног,
и слегка шумит при этом.
Что за «зверь»? (Системный блок).
Слайд 6. 5. Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)
- Молодцы! Все загадки отгадали, а про что они были?
- Что такое компьютер?
2. Назначение компьютера.
- Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, практически во все ее сферы. Сложно представить, но еще несколько лет назад компьютер был диковинкой. В наше время он стал доступен почти каждой семье.
Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?
-А как вы используете компьютер? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).
Но ведь компьютер, нужен не только дома, но и каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс, т. е. в работу.
- И сейчас посмотрим, где же он так необходим!
Слайд 7. Просмотр видеоролика «Для чего нужен компьютер».
- Для чего же и где нужен компьютер?
3. Браузеры. Интернет.
- Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, вам нужно разгадать ребус.
Слайд 8.
- Верно. И наше сегодняшнее путешествие по Интернету.
Практически все мы пользуемся Интернетом. Он давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека.
- А у кого дома есть Интернет?
- А кто из вас сможет объяснить, что такое Интернет? (Ответы детей)
Слайд 9. Просмотр видеоролика «Что такое Интернет?»
Слайд 10. - Интернет - это очень много компьютеров, которые соединены друг с другом невидимыми каналами связи, по которым они обмениваются информацией, то есть это как бы невидимая паутинка, которая соединяет все компьютеры.
- Прежде чем перейти во всемирную сеть Интернет, скажите, пожалуйста, с помощью чего мы можем туда попасть?
- Верно, с помощью браузера мы можем передвигаться по интернету.
- Что же такое браузер?
Слайд 11. - Браузер – специальное программное обеспечение, помогающее пользователю передвигаться по паутине.
- Какие браузеры вы знаете?
- Покажите мне, пожалуйста браузер … .
- Молодцы.
Слайд 12. - Для чего же нам может быть нужен Интернет?
Интернет – это мир широких возможностей. Интернет позволяет вам: общаться с друзьями, семьей, коллегами, получать доступ к информации и развлечениям, учиться, встречаться с людьми и узнавать новое. Однако Интернет не только является лучшим другом, но иногда может быть и злейшим врагом.
Многие дети любят просматривать Интернет - страницы. Но так ли это безопасно? К сожалению, множество неприятных типов бродит по всемирной паутине, и некоторые из них используют нечестные приемы, чтобы использовать ничего не подозревающих подростков в своих целях.
- Какие опасности нас там поджидают?
- Сейчас мы об этом и узнаем.
4. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 13 . – Тема сегодняшнего урока – Безопасный Интернет.
- Как вы думаете, о чем пойдёт речь?
- Верно, мы будем знакомиться с основными правилами безопасного Интернета.
5. Вредные советы.
Слайд 14. – Девочки хотят поделиться своими советами по безопасности. Давайте их внимательно выслушаем.
- Если вы с утра решили
Хорошо себя вести,
Смело в Интернет ныряйте,
И играйте там, играйте
Онлайн игры — это классно!
Деньги быстро убегут!
- Если ты нашел в Инете
Информацию крутую,
Верь и факты эти смело
Ты нигде не проверяй!
Даже если вдруг случится,
Что ты домыслы нашёл,
То тверди ты людям смело,
Что Интернет никогда не врёт!
-
Если надо очень быстро
Информацию найти,
Ты скорей пиши в Инете
Быстро, быстро ты запрос.
Если надо очень быстро,
То пиши запрос ты сложный,
И тогда ты точно скоро
Информацию найдёшь!
- Что вы скажете по поводу советов?
- Как можно назвать такие советы? Верно, вредные.
- А теперь я хочу узнать ваше мнение.
Слайд 15. 6. Игра «Да» или «Нет».
Давайте с вами поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать только да или нет. Если ваш ответ да, то вы поднимаете правую руку, если ваш ответ нет, то поднимаете левую руку. Поняли? (подняли правую руку).
Встаём. Приготовились.
ИГРА:
1.Помогает ли интернет в нашей жизни? (Да)
2. Дает нам интернет новые знания? (Да)
3. Можем ли мы получить эти знания на разных сайтах? (Да)
4. Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
5. Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
6. Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да)
- Перейдём к угрозам сети Интернет
7. Просмотр видеоролика «Безопасный Интернет».
Слайд 16. - Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик «Безопасный Интернет». Смотрите и слушайте внимательно, а затем мы поговорим об опасностях Сети Интернет.
Просмотр видеоролика «Безопасный Интернет».
Слайд 17. - Какие же опасности поджидают нас в Сети?
- Как защититься от вредоносных программ?
- Верно, нужно обязательно установить на компьютер Антивирусную программу.
Слайд 18. - Какие Антивирусные программы вы знаете?
8. «Ситуации из конверта».
Слайд 19. - Ко мне по электронной почте обратились ребята с криком о помощи.
- В конверте изложены ситуации, в которых ребята не могут разобраться. Надеюсь, мы поможем им.
- Сейчас вы по очереди выходите к доске, выбираете письмо, читаете его и предлагаете выход из сложившейся ситуации.
1. ДИМА зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные ДИМЕ сообщения. Что ДИМЕ предпринять?
А Закрыть сайт
Б Обратиться к родителям за помощью
В Самому устранить неисправность
(Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.)
2. СВЕТА создала себе электронный ящик. Теперь она может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес её электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить СВЕТЕ?
А Скачать файл, и начать играть.
Б Не открывать файл.
В Отправить файл своим друзьям.
(Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.)
3. ДИМА познакомился в Интернете с учеником 8 класса Иваном. Иван не учится с ДИМОЙ в одной школе, и вообще Дима его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил ДИМУ встретится с ним в парке. Что делать ДИМЕ?
А Пойти на встречу.
Б Пойти на встречу вместе с мамой или папой.
В Не ходить на встречу.
(Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.)
4. Новый друг ДИМЫ, с которым он познакомился вчера в Интернете, Иван попросил ДИМУ срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители ДИМЫ. ДИМА должен:
А Сообщить Ивану нужные сведения.
Б Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече.
В Посоветоваться с родителями.
(Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!)
5. СВЕТА решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли ей это сделать?
А Нет, нельзя.
Б Можно, с согласия одноклассников.
В Можно, согласие одноклассников не обязательно.
6.ДИМЕ купили компьютер. Он теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать ДИМЕ?
А Продолжать проводить время за компьютером.
Б Больше никогда не работать на компьютере.
Г Соблюдать правила работы на компьютере:
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА! НАДЕЮСЬ, МЫ ПОМОГЛИ ДИМЕ И СВЕТЕ.
9. Правила безопасной работы в Сети Интернет.
Слайд 20.
- Какие же правила безопасной работы в Сети Интернет вы запомнили?
- Когда вы размещаете изображения, видеозаписи, текстовые сообщения в сети, вы не можете контролировать их дальнейшее распространение и любой пользователь может получить к ним доступ.
- Делись изображения только с людьми, которым вы доверяете. Разместить фотографию онлайн несложно. Но хотели ли бы Вы, чтобы к этим фотографиям получили доступ неизвестные люди или даже злоумышленники. Сделайте ваш аккаунт доступным только для приватного просмотра. Если у Вас сотни друзей в социальных сетях, имейте в виду, что ваши личные данные могут стать достоянием незнакомцев.
- Научитесь блокировать незнакомых людей и нежелательные контакты. Выбирайте с осторожностью с кем разговаривать в чате, программах мгновенного обмена сообщениями и в социальных сетях. Если какой-либо незнакомец будет рассылать нежелательные сообщения, запугивать или беспокоить Вас, не стоит с этим мириться. Вы должны заблокировать такого пользователя.
- Не рассказывай о себе.
-
Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И другим не сообщай.
- Не открывай файлы.
-
Не хочу попасть в беду –
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет.
- Не спеши отправлять SMS
-
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
- Осторожно с незнакомцами.
-
Злые люди в интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди.
- Будь дружелюбен.
-
С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай –
Никого не обижай.
- Спрашивай взрослых.
-
Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
- Необходимо быть в курсе опасностей для детей в Интернете и знать, что предпринять для снижения или устранения этих опасностей, чтобы принимать взвешенные решения об использовании Интернета и обеспечивать вашу защиту.
10. Интернет-зависимость.
- Я хотела бы коснуться ещё одной проблемы.
-Сейчас мы посмотрим видеоролик, а вы мне скажете, о какой проблеме я говорила.
Слайд 21. Просмотр социального ролика против интернет зависимости
- К чему призывает автор видеоролика?
III. Итог урока.
- Я надеюсь, что вы получили ответы практически на все интересующие вас вопросы по теме.
Слайд 22.
- Над какой темой мы работали?
Слайд 23.
- Если у вас ещё остались вопросы, то в социальной сети «ВКонтакте» есть специальное сообщество, к которому вы можете присоединиться и получить ответы на интересующие вас вопросы по безопасности в сети Интернет. Называется она – БЕЗОПАСНОСТЬ.
Слайд 24.
- Вы сегодня были активны на уроке. Молодцы!
- Я сейчас вручу памятки, которые вам помогут безопасно покорять Сеть Интернет.
Слайд 25.
Всем спасибо! До свидания!